- Орлы пока сидят. Значит еще рано, - резюмирует Эрнест, парапланерист с летным стажем 4 сезона. – Хотя солнышко есть, возможно «термичка» будет. За несколько сотен километров остался сонный город, с его туманом и промозглостью. Еще полчаса – и будем на месте. Машина, груженая «крыльями». Дон, крутые склоны берега и совсем не по-зимнему в чистом небе светит солнце. Полеты во сне – нет, сегодня наяву. Парапланеристы в Волгограде есть. Хотя и в не большом количестве. По большому счету, собралась пару лет назад компания людей, «больных» небом. Запаслись снаряжением и стали учиться летать. Официального клуба, в отличии от Волжского, в котором есть школа парапалнеризма, в нашем городе нет. Есть форум в интернете, куда и «стучаться» те, кому небо не только сниться. Здесь дадут ответ на вопрос, подскажут совет, сообщат о ближайших запланированных выездах. На базе волжского аэродрома (в Средней Ахтубе), москвичи из «Вектора» даже организовывали выездной семинар, на котором по мимо теории давалась и практика. Но реально летающих в городе-спутнике человека 3-4. Единственное преимущество волжан– лебедка, помогающая начинающим освоить всю технологию полета под куполом. Только вот обучение на базе школы влетит в копеечку. Цена вопроса: оборудование для парапланеризма можно приобрести минимум за 15 тыс. рублей. Это б\ушные купола и подвески, при том не российского производства, а импортного. Российские почему-то доверия не вызывают. В среднем хорошие купола стоят от 2-2,5 тыс евро, а подвески – от трехсот евро соответственно. Так же необходим шлем и перчатки. Шлем – это индивидуальные пристрастия. Одни летают с профессиональными шлемами, другие пользуются мотоциклетными или роллерскими. Так же нужно позаботиться об утепленном костюме. Для начала подойдут старая куртка или пуховик и теплые штаны. Желательно даже не одни, а парочка, надетые друг на друга. Хотя все от сезона зависит. Но даже летом в шортах и майках в небо подниматься запрещено по технике безопасности Параплан отличается от дельтаплана возрастом и модификацией крыла. Дельтаплан проектировал еще Леонардо Да Винчи, и особенностью дельтапланов является жесткое крыло, большая скорость полета и сложность пилотирования. Многие дельтапланеристы часто уходят в малую авиацию. В Волгограде их еще меньше, чем парапланеристов. Пожалую, кроме Алексея Кобозева, неоднократного призера и участника различных соревнований, в том числе и международных, спецов-дельтапланеристов у нас просто нет. Птицы – главные подсказчики для парапланеристов. В основном орлы. Ведь и те и другие используют для парения одни и не же природные механизмы: силу ветра, его направление и термические потоки (теплый поток, исходящий от земли во время прогревания почвы солнцем. Бывает в весеннее-осенний период времени). Кстати, орлы с любопытством разглядывают парапланеристов, парящих с ними на одной высоте. А пилот, наверное, в этот момент чувствует себя почти птицей. По приезду на место, на склоне устанавливают колдун. Это не шаманский ритуальный предмет, хотя что-то в этом есть, когда наблюдаешь за нашептываниями-призывами к ветру. Колдун, он же ветровик, указывающий силу и направление ветра, больше похож на мини-парашют. Без нужной силы ветра полеты не начнутся. Не поднимаются в небо и при слишком сильном ветре. Но для нашей степной области характерны как раз крайности, а не золотая середина. В городе летать можно, но сложно, поэтому лучше выезжать за его приделы. Главная точка взлета – холмы, склоны. Хотя ребята облюбовали Бекетовский аэродром, и частенько пересекались там с гонщиками: одни на земле, другие на небе. Полеты начинаются в апреле-мае, и длятся до первых серьезных снегопадов. Для полетов в штиль используется силовая установка – паромотор. Тогда все снаряжение параппланериста вместе с бензином для мотора весит 20-25 килограмм. Зато есть возможность летать на сверхмалой высоте, показывая мастерство пилотирования. Правда, с земли в след иногда будут кричать: «Карлсон». Подготовка: для «чайников» будет большим преимуществом владение какими-то ни было активными видами спорта. Если физическая подготовка нулевая – полетишь не скоро. Основное: не путать «право» и «лево», особенно, когда инструктор дает команды-подсказки, в какую сторону что затягивать; быстрота реакции, устойчивая психика. Плюс умение владеть своим телом и группироваться при падении. Хотя травмы парапалнеристы получают на малой высоте, или при взлете, или при неудачной посадке. Последние случаются реже, чем первые. Чем выше проходит полет, тем мягче воздух и летать безопаснее, ведь всегда есть запас высоты, что бы отработать непредвиденные ситуации. Есть вероятность получить массу неприятных ощущений при тренировочных подъемах купола – не справился с ветром, он собьет с ног и протащит по земле. В первые разы можно запросто «свить гнездо» - заземлиться на дереве, порвать крыло, отбить какую-нибудь часть тела. По первой в небо выпускают с рацией – так удобнее контролировать полет. Познать азы можно и за несколько дней – было бы желание и небольшая спортивная подготовка с прилагающимся упорством. Ограничений нет ни по возрасту, ни по полу. Хотя в основном к компании парапланеристов оказались люди далеко не студенческого возраста. А две девушки, прозванные любя «пилотессами», очень лихо управлялись с парапланами, не смотря на минимальный стаж полетов. Высота: от 10 метров, при не самых лучших погодных условиях, до, в среднем 300-450 над землей. Хотя и это не придел: в хорошую погоду можно взлететь до 2 тысяч метров. Героя видела своими глазами - Александр, бывший военный летчик, стаж парапланеризма 2 года. Помимо обычного парения в воздухе можно проделывать множество зрелищных трюков: лететь по заданному маршруту, выписывать фигуры. В Европе парапланеризм уже давно стал увлечением многих активных людей. То и дело проводятся различные соревнования, во время которых в небе можно увидеть несколько сотен куполов разного цвета и модификации. Правела: никогда не летать одному и не учиться в одиночку. Ночные полеты тоже довольно опасны, поэтому зависят пилоты не только от ветра, но и от солнца. Учиться на своих ошибках в данной ситуации не лучший выход. Воздух – это твердая и сильная стихия. Для тех, кто хочет попробовать небо на вкус, цвет и запах, но не имеет навыков полета, есть тандемные парапланы. Главное доверять пилоту, иначе будет беспредельно страшно. В пассажирском кресле можно не только летать сторонним наблюдателем, но и потихоньку учиться основным секретам мастерства. Тандемные парапланы весят намного больше, чем одиночки, и разгоняются они на приличные скорости. Тандемы в воздухе имеют преимущество: им уступают дорогу одиночки. Вот такие не хитрые правела навигации. Редкая птица долетит до середины Дона. Вольный перифраз Гоголя приходит в голову пока наблюдаешь за полетом яркого желтого купола. Красиво. Захватывает. Хочется в небо. И всплеска адреналина. Под крылом свистит ветер. Он осязаем. Ноги повисли в воздухе после небольшой пробежке по земле. Об этом мечтал Да Винчи, это сниться детям во снах. Это романтика, ощущение свободы, которое дает умение управлять стихией и небом. Это невозможно описать словами – это надо почувствовать, увидеть и попробовать хотя бы раз. Это жизнь в долгожданные выходные взрослых серьезных людей. Снаряжение собрано, на Дон опускаются сумерки. Планы в выходные снова рвануть на поиски ветра и продлить сезон на сколько это возможно. Погода покажет, а пока в машине царит сон, и только водитель, чертыхаясь на туман, везет нас домой, в скучный город с изморосью и пробками. В полусне мелькает видеоряд и слоган из известной рекламы «А что вспомнишь ты?» - улыбку солнца. Возвращение из сказки в реальность. Добро пожаловать на Землю! Елена Пахоменко, фото автора
|